Макаренко Людмила, воспитатель высшей категории

Организация двигательной деятельности детей на прогулке

Организация двигательной деятельности детей на

прогулке

Важным условием решения задач физического воспитания детей является согласованность воспитательных воздействий семьи и детского сада.

В настоящее время многие родители проявляют интерес к организации жизни детей в детских садах, к разным сторонам педагогического процесса. Однако, как показали результаты опроса родителей, физическому воспитанию детей в семье уделяется еще недостаточное внимание. Не все родители понимают значение двигательного режима дошкольника, достаточного и хорошо организованного пребывания его на свежем воздухе.

В любое время года дети должны находиться на воздухе. Продолжительность зимней прогулки должна быть не менее 3—4 часов.

Оздоровительно-воспитательное значение прогулки неизмеримо возрастает, если она насыщена разнообразной, увлекательной деятельностью, в том числе необходимыми движениями. Благотворное влияние активной двигательной деятельности доказано многими теоретическими исследованиями и практическим опытом. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка инфекционным и простудным заболеваниям. Движения благотворно воздействуют на функции всего организма ребенка, предохраняют его от охлаждения. Во время энергичного движения увеличивается потребность организма в кислороде, усиливается дыхание, кровообращение, со­вершенствуются его физиологические возможности. Выполняя разнообразные физические упражнения, участвуя в играх, дети обогащаются новыми представлениями, понятиями, у них развивается мышление и память, ориентировка в пространстве. Движения необходимы для растущего организма ребенка, их ограничение неблагоприятно сказывается на всех жизненных про­цессах. Недостаток движений вызывает у дошкольников задержку роста, умственного и физического развития.

Исследования показывают, что ведущая роль в развитии двигательной активности ребенка принадлежит внешним условиям, своеобразию их двигательного режима.

Двигательный режим в детском саду складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий (утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, подвижные игры, спортивные игры и развлечения). В детском саду проводятся разнообразные занятия по развитию движений. На прогулке детям предоставляются большие возможности для закрепления двигательного опыта, для удовлетворения потребности в движениях. Однако на прогулке не все дети одинаково активны и не всегда они могут самостоятельно выбрать игры, спортивные упражнения и т. д. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в помощи и внимании взрослого.

Организуя двигательную деятельность на прогулке, необходимо обеспечивать необходимый ее объем в соответствии с возрастом и индивидуальными


потребностями детей, учитывать уровень развития основных движений. Прогулка на детской площадке, во дворе, в парке позволяет широко использовать разнообразные средства для всестороннего развития ребенка. Нужно использовать естественные, препятствия для развития основных движений, например, предложить детям трех лет перешагнуть через маленький ручеек, а детям старшего возраста перепрыгнуть через него или перейти по бревну или доске, пройти по узкой дорожке, подняться на горку и сбежать с нее.

Теплое время года наиболее благоприятно для развития движений. В это время хорошо совершать прогулки с детьми в лес, в поле, к реке, к озеру. При развитии движений ходьбы и бега рекомендуется использовать разнообразные упражнения (ходьба, высоко поднимая ноги при перешагивании через траву, ходьба и бег между деревьями со сменой направления, по рыхлому песку, ходьба по бревну прямо или боком). Во время всех этих упражнений нужно следить за правильной осанкой детей.

В естественных условиях можно использовать упражнения в лазанье, например, подлезать под низко наклоненными ветками дерева, не касаясь земли руками, вползти на четвереньках на горку, опираясь на колени и помогая руками; пере­лезть через бревно, заборчик.

В лесу дети могут прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, перепрыгивать через небольшой ручеек или канавку, спрыгивать с невысоких пеньков, поваленных деревьев.

Для совершенствования навыков метания можно предложить детям бросать предметы на дальность и в цель, используя для этого шишки, камешки, палочки. Их можно бросать правой и левой рукой, стараясь попасть в указанное дерево. Дети любят бросать камешки в воду как можно дальше.

Развитие основных движений на прогулке не менее эффективно и зимой. Для различных упражнений используют снежные валы, расчищенные дорожки, снег. Дети любят упражняться в метании: метать снежки в цель (дерево, сугроб), вдаль («Кинь дальше, чем я»). С большим интересом они выполняют упражнение «Следопыт», когда ребенок идет по следу взрослого, при этом сохраняя равновесие. Хорошее упражнение на равновесие — скольжение по ледяным дорожкам. Родители также могут придумывать свои задания,

Большие возможности для совершенствования движений заложены в играх. Они должны быть обязательным компонентом прогулки. Подвижные игры вносят много веселья и радости и оказывают большое влияние на физическое и умственное развитие ребенка.

Для организации игровой деятельности дошкольников родители должны позаботиться об игрушках, разнообразных пособиях, способствующих развитию различных движений. Так, детям 3—4 лет необходимы тележки, каталки, машины, шары, мячи (диаметр 13—20 см), обручи, кегли, вожжи, трехколесные велосипеды. Детям 5—6 лет нужны скакалки, бабки, городки, кольцебросы, серсо, мячи (диаметр 6—8 см и 10— 12 см), бадминтон, малый теннис.

Зимой детям нужны санки, лопатки, лыжи, коньки. Необходимо научить ребят правильно пользоваться пособиями и игрушками, желательно выполнять вместе с


ними разнообразные движения.

Взрослым следует выбирать игры, которые были бы интересны, доступны и полезны ребенку. Двигательный опыт детей различен, поэтому при организации игровой и двигательной деятельности необходимо учитывать возрастные, и индивидуальные возможности ребенка.

Следует подбирать игры с разным набором движений (бег, прыжки, лазанье, метание и др.), развивая при этом смелость, ловкость и решительность ребят. Особое внимание следует обращать на движения, которые у ребенка развиты слабо.

Подвижные игры для малышей должны включать самые простые движения — ходьбу, бег, подпрыгивание, бросание и ловлю мяча. Дети 3—4 лет могут ходить и бегать в указанном направлении, изменять направление по просьбе взрослого, ходить по ограниченной площади опоры, подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

Важно предварительно знакомить ребенка с содержанием и правилами игры. Объяснения желательно сочетать с показом движений: как правильно бежать, прыгать, бросать. В играх с мячом показать, как нужно ловить мяч ладонями рук, не прижимая их к груди.

Обучая детей прыжкам, надо следить за тем, чтобы они отрывались от земли, пола, мягко опускались на полусогнутые в коленях ноги. С маленькими детьми (3— 4 лет) проводят подвижные игры, в которых участвуют хорошо знакомые детям образы: кот, зайчик, птички и др. Движения в играх простые.

Предлагаем следующие игры для детей 3—4 лет: «Догони меня». Малыш догоняет убегающего от него взрослого. Сначала взрослый бежит в одном направлении, а затем, когда ребенок на­учится хорошо бегать, взрослый меняет направления, приучая ребенка к тому же. Родители регулируют скорость своих движений в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей малыша.

«Дотронься до мяча». Взрослый держит в руке небольшой мяч в сеточке. Ребенку предлагают подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками. Взрослый поднимает мяч на высоту в зависимости от роста ребенка. В данной игре ребенок учится хорошо отталкиваться от пола и мягко опускаться при приземлении на носочки.

«Поймай бабочку». На конец небольшого прута или палочки привязывают шнурок и к нему вырезанную из бумаги бабочку. Взрослый держит прут так, чтобы бабочка летала над головой ребенка. Малыш подпрыгивает, стараясь ее поймать.

«Попади в круг». Рисуется кружок на- земле. В руках играющих маленькие мячики или снежки. Они стоят от круга на расстоянии 1 м. После команды взрослого «Бросай!» дети кидают предмет в круг. Взрослый отмечает, кто меткий.

Рекомендуется бросать то правой, то левой рукой. В этой игре у детей развивается глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Если на детской площадке гуляют дети-сверстники, то очень хорошо организовать с ними коллективные сюжетные игры. Они основаны на простых естественных движениях: ходьбе, беге, подпрыгивании, ползании. Дети подражают действиям


животных (зайчиков, птиц, кота, мышей), различных видов транспорта (автомобиля, поезда, автобуса, самолета).

«Воробышки и кот». Дети-воробышки прячутся в свои гнезда на одной стороне площадки. На другой — греется кот. Как только кот задремлет, воробышки вылетают на дорогу. Они перелетают с места на место, ищут крошки (приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит догонять птичек, которые улетают в свои гнезда (сначала взрослый, исполняющий роль кота, не ловит детей, а только намеревается).

Здесь дети упражняются в легком беге врассыпную, в приседании.

«Поезд». Дети строятся в колонну вдоль одной стороны площадки. Первый стоящий в колонне ребенок—паровоз, остальные — вагоны. Взрослый дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Ребята постепенно замедляют темп и останавливаются. Взрослый вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Дети упражняются в ходьбе, беге друг за другом.

К 5—6 годам кругозор ребенка расширяется, внимание становится устойчивее, движения более координированными и совершенными. В игры детей этого возраста включаются более сложные движения. Большое место занимают игры с ловлей, с увертыванием, с элементами спорта и соревнований. Главные роли в игре выполняют сами дети.

Предлагаем следующие игры для детей 5— 6 лет.

«Сделай фигуру». Дети разбегаются по площадке. По сигналу взрослого они
застывают на

месте в какой-нибудь позе: приседают, поднимают руки в стороны,
останавливаются на одной

ноге и т. п. Игра развивает у детей выдержку, быструю реакцию на сигнал.

«Кегли» Кегли (одна из них высокая) ставят в ряд с интервалом 3—5 см. На расстоянии 1,5—3 м проводится линия кона. Играющие дети по очереди выходят к линии кона и броском катят шар, стараясь сбить кеглю. Сбитые кегли убирают. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз, Выигрывает тот, кто собьет большее количество кеглей. Расстояние между кеглями, а также от кегли до линии кона увеличивается постепенно.

Игра развивает у детей меткость, ловкость, глазомер.

«Ловишка с мячом». Дети стоят по кругу. Ловишка — в центре круга. У его ног лежат 2 мяча. Ловишка проделывает ряд движений — поскоки, наклоны, приседания, хлопки. Играющие повторяют за ним эти движения. По сигналу взрослого «Беги из круга!» дети разбегаются в разные стороны, а ловишка быстро берет мячи (снежки) и бросает их в ноги убегающих. После слов взрослого «Раз-два-три, — в круг скорей беги!» ребята снова встают в круг. Выбирается новый ловишка.

К 7 годам у детей появляется устойчивый интерес к спортивным играм и упражнениям. Их увлекают игры в городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, баскетбол. Однако все эти виды спортивных игр еще не полностью


доступны детям, но обучать им надо уже в дошкольном возрасте.

На прогулке следует отводить время разнообразным спортивным развлечениям. К летним спортивным развлечениям относятся езда на велосипеде, самокате, игры с мячом, прыгалками, плавание. К зимним — ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на коньках, санках. Правильно организованные спортивные развлечения укрепляют здоровье ребенка, закаляют его организм, развивают двигательный аппарат.

Ребенку 3—4 лет доставляет большое удовольствие, когда взрослые, взяв его с двух, сторон за руки, прокатывают по ледяной дорожке. Дети старшего дошкольного возраста скользят по ле­дяным дорожкам самостоятельно. Родители вместе с детьми могут подготовить специальную дорожку шириной примерно 1 м и длиной до 6—10 м. Дорожку расчищают от снега, заливают водой. Ее можно сделать и по скату снежной горки с небольшим наклоном. Дети разбегаются по снегу, а затем скользят по ледяной дорожке  стоя или присев. В момент скольжения можно предложить ребятам присесть и снова выпрямиться, проскользить боком, на одной ноге.

Для катания с горок детям дают фанеру или дощечку. Снежную горку могут сделать родители. Малыши любят кататься на санках. Детям 3—4 лет можно предложить возить санки за веревочку, катать кукол, перевозить комки снега. Дети 5—6 лет с удовольствием катают на санках друг друга, держа санки за веревочку или подталкивая сзади. Без помощи взрослого они взбираются с санками на горку. Съезжая с горки, старшие дошкольники могут выполнять интересные задания: поднять варежку, положенную на горе, попасть снежком в какую-нибудь цель, проехать в воротики.

Увлекательным видом зимних спортивных развлечений является ходьба на лыжах. Родителям надо знать приемы и методы обучения.

Особое внимание надо уделять подбору лыж для дошкольников. Лыжи подбираются соответственно росту ребенка. Для 4—5-летнего ребенка они должны быть на 5 см выше его роста, а более старшему ребенку высоту лыж определяют по высоте его вытянутой руки. Ходить на лыжах лучше всего в валенках или специальных ботинках. Лыжные палки будут нужны лишь тогда, когда дети научатся хорошо ходить на лыжах без палок! Палки надо выбирать легкие, высотой до плеч ребенка. С самого начала обучения ходьбе на лыжах надо показать детям, как нести лыжи и как надевать их, протирать, складывать и убирать на место. В первую очередь необходимо стремиться к тому, чтобы ребята научились скользить по лыжне, чередуя ноги. Туловище при этом должно быть слегка наклонено вперед, ноги чуть согнуты в коленях, а руки совершают свободные взмахи вперед и назад.

Прогулка не должна быть однообразной. Нужно, чтобы родители помогали ребятам правильно чередовать различные виды деятельности. После игр с высокой активностью нужно предложить детям заняться более спокойной игрой. Пассивных и малоподвижных детей следует побуждать к активным действиям, придумывать для них разнообразные игровые задания, чаще привлекать к участию в играх и спортивных упражнениях.

30 января 2019 в 16:15